(3812) 39-06-03
Роспотребнадзором разработаны и утверждены Методические рекомендации по классификации пищевой продукции, обращаемой на рынке, по критериям риска причинения потенциального вреда здоровью и имущественных потерь потребителей в случае нарушения обязательных требований санитарного законодательства в сфере технического регулирования и защиты прав потребителей.
Во введении к Методическим рекомендациям обозначены критерии некачественной и опасной пищевой продукции:
-не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно-санитарными правилами и нормами, стандартами и технической документацией;
-имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица;
-не имеющая документов изготовителя, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации продукции, оформленных в установленном порядке или подтверждающих соответствие посредством принятия декларации о соответствии;
-свойства которой не соответствуют виду и наименованию продукции;
-маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
-с неустановленным сроком годности или истекшим сроком годности.
Согласно МР содержание контрольно-надзорных мероприятий, периодичность и объем отбора проб будут напрямую зависеть от того, к какому классу опасности относится реализуемая продукция. Предусмотрено 6 классов опасности:
1 – чрезвычайно высокий риск
2 – высокий риск
3 – значительный риск
4 – средний риск
5 – умеренный риск
6 – низкий риск
Для расчета класса опасности применяют следующие показатели: вероятность нарушений обязательных требований, относительный вред здоровью и коэффициент, характеризующий региональные особенности потребления различной пищевой продукции.
Методические рекомендации не распространяются на проведение плановых проверок на объектах по производству продуктов питания, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.
На публичное обсуждение вынесен проект изменения № 1 к ТР ТС 022/2011. Изменение устанавливает конкретные требования к критериям легкочитаемости, достоверности, понятности, которые дополнят п. 1 части 4.12, и нацелено на однозначное понимание требований регламента всеми заинтересованными сторонами и, в первую очередь, потребителем. Ознакомиться с проектом изменения, а также поступающими замечаниями и предложениями можно на сайте Евразийской экономической комиссии.
Хочется обратить внимание производителей пищевой продукции, что данное изменение может привести к необходимости замены всех этикеток, не отвечающих новым требованиям!
После завершения процедуры публичного обсуждения (до 18.04.2016) и прохождения внутригосударственного согласования изменение вступит в силу через 12 месяцев.
Ранее мы сообщали о разъяснении Росстандарта по поводу формирования номеров технических условий с 1 января 2016 года в связи с отменой классификатора продукции (ОКП) 005-93. Но в связи с отсутствием изменений во многих нормативно-правовых актах, использующих ОКП, его отмена с 2016 года оказалась невозможной. Поэтому 10 ноября 2015 г. руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов подписал приказы №№ 1745-ст и 1746-ст о продлении на год сроков действия ряда общероссийских классификаторов, в том числе общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93. Соответствующие изменения внесены в приказы Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст и от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича.
В связи с многочисленными обращениями предприятий молочной отрасли в Росстандарт приказом № 1184-ст от 24 августа 2015 года действие национального стандарта ГОСТ Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое. Технические условия» восстановлено с 31 декабря 2015 г. на период до 1 июля 2017 года.
Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов подписал приказы об утверждении для добровольного применения ряда национальных стандартов Российской Федерации в области безопасности пищевой продукции.
с 1 июля 2016 г. вводятся:
-ГОСТ Р «Рекомендации по разработке и внедрению процедур, основанных на принципах ХАССП» разработан с целью установления единого порядка разработки заводских документов по выполнению требований Технического регламента ТР ТС 021 «О безопасности пищевой продукции».
-ГОСТ Р/ISO/TS 22002-3:2011 «Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Часть 3. Сельскохозяйственное производство» идентичен международному документу ISO/ТS 22002-3:2011 «Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Часть 3. Сельскохозяйственное производство».
Документы разработаны ОАО «ВНИИС» и представлены Техническим комитетом по стандартизации ТК 76 «Менеджмент качества».
Одновременно сообщаем, что наша организация может оказать высокопрофессиональную помощь при внедрении данных стандартов на Вашем предприятии.
В Евразийской экономической комиссии подготовлен третий проект изменений в технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части установления дополнительных требований к шоколаду, шоколадной глазури, шоколадной массе и какао-продуктам. С 30 октября 2015 года начинается публичное обсуждение проекта изменений.
Изменения устанавливают идентификационные признаки и критерии подлинности шоколада, шоколадной глазури, шоколадной массы и какао-продуктов, которые не позволят вводить в заблуждение потребителей.
В соответствии с правовой базой Евразийского экономического союза на публичное обсуждение проекта технического регламента отводится 60 календарных дней со дня размещения уведомления о его разработке на официальном сайте ЕЭК. Замечания и предложения (отзывы) от заинтересованных лиц государств-членов ЕАЭС и третьих стран направляются в ЕЭК.
С текстом проекта изменений можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии.
В связи с многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросу обозначения технических условий на продукцию (далее - ТУ), связанных с отменой с 1 января 2016 г. Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии сообщает:
В обозначении ТУ с 1 января 2016 г. будет использоваться шестиразрядный код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). При этом предполагается сохранение обозначений ТУ, утвержденных до 1 января 2016 г., до их аннулирования или принятия новой редакции ТУ. Соответствующие поправки подготовлены в ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению». В случае пересмотра (принятия новой редакции) ТУ после введения в действие ОКПД2 допускается использование прежнего обозначения ТУ в скобках под новым обозначением ТУ, например: ТУ 10.83.13-447-04605473-2000 (идентичны ТУ 9191-447-04605473-2000).
В списке поручений, данных Президентом РФ Владимиром Путиным и опубликованным на сайте Кремля по итогам совещания по вопросам развития сельского хозяйства, есть поручение ужесточить ответственность за нарушение технического регламента на молочную продукцию.
Данное поручение содержит предложения:
- о возможности увеличения информационного поля на упаковке молочных продуктов (информация о содержании в продукте немолочных жиров должно занимать до 30% упаковки);
-об указании хорошо читаемым шрифтом наименования молокосодержащих продуктов и массовой доли жира в них, в том числе немолочного;
-о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части увеличения штрафных санкций.
Практически одновременно с поручениями Президента Депутат Госдумы от ЛДПР Виталий Золочевский внес в Госдуму законопроект, согласно которому информация о содержании пальмового масла в продукте должна занимать не менее 30% упаковки. Согласно законопроекту, "по отдельным видам товаров изготовитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, исключающую возможность выбора товара, не соответствующего интересам потребителя".
"Информация о кондитерской и молокосодержащей продукции, которая была изготовлена с использованием пальмового масла, должна занимать не менее 30% площади единицы потребительской тары", — говорится в проекте закона.
Как отмечает автор в пояснительной записке, РФ столкнулась с проблемой отсутствия правил информирования потребителя об использовании пальмового масла при производстве кондитерской и молокосодержащей продукции.
"Производители, исполняя требования различных технических регламентов и предоставляя информацию о продукте на упаковке, обычно используют очень мелкий шрифт, который не всегда способен прочитать даже человек с хорошим зрением. Что касается пожилых людей или людей с ухудшенным зрением, то для них возможность ознакомления с составом продукции становится не просто проблематичной, а невыполнимой", — пишет депутат.
При этом, по его словам, следует отметить, что многие производители осознанно не исполняют указанные требования, заведомо вводя приобретателей в заблуждение.
24 сентября 2015 года депутатом М.Н.Свергуновой в Государственную Думу Российской Федерации был внесён законопроект № 886392-6 «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которым предлагается запретить производителям использовать при изготовлении пищевых продуктов пальмовое масло, ГМО и целый ряд Е-добавок.
Законопроект внесен в Думу депутатом М.Н.Свергуновой. Согласно документу, планируется внести изменения в часть 6 статьи 17 закона о качестве и безопасности продуктов питания в целях исключения из пищи крайне опасных для здоровья людей ингредиентов.
В частности, планируется запретить использовать для производства пищевой продукции генно-модифицированные организмы, пальмовое масло и почти полсотни пищевых добавок: краситель тартразин Е 102, карминовую кислоту Е 120, лимонную кислоту Е 330, всевозможные усилители вкуса, эмульгаторы, консерванты, ароматизаторы, подсластители и прочие вредные пищевые добавки.
Слабо верится, что депутаты поддержат законопроект, а зря, были бы здоровее наши дети, внуки, правнуки...
Газета «Коммерсант» опубликовала статью о планах борьбы Федеральной службы по аккредитации с фальсификацией документов о подтверждении. Росаккредитация планирует ужесточить регулирование в подконтрольной сфере, для чего готовит поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а также в некоторые другие законодательные акты, касающиеся контроля над рынком оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Так, Росаккредитация планирует ввести:
- запрет на рекламу органов по сертификации, если в ней не указываются реальные реквизиты организации. Таким образом, ведомство планирует бороться с сомнительными организациями, предоставляющими популярную услугу «сертификат за час»;
- штрафы до 1 млн руб. за выдачу сертификатов неаккредитованными организациями, передав при этом составление таких протоколов органам внутренних дел;
- штрафы до 300 тыс. руб. за выдачу документов о соответствии не в "своей" сфере.
Заместитель председателя Общественного совета при Росаккредитации Марина Блудян идею о штрафах одобряет: по ее словам, они сделают этот бизнес невыгодным. На чистку рынка, по ее оценке, уйдет примерно год.
Наш орган по сертификации также одобряет планы по наведению порядка в сфере подтверждения соответствия и призывает омских производителей не пользоваться услугами посредников и не "покупать" документы, а проводить подтверждение соответствия в органах по сертификации.
Заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев провел совещание, на котором обсуждался вопрос введения ограничений на использование полимерной продукции, в том числе тары для алкогольных напитков.
В обсуждении приняли участие представители Минпромторга, Минэнерго, ФАС, Росалкогольрегулирования и бизнес-сообщества (ассоциация производителей и переработчиков полимерных материалов, производители пищевой продукции, в том числе молочной, мясной, масложировой продукции, алкогольных и безалкогольных напитков, парфюмерно-косметической продукции).
Олег Фомичев отметил, что Минэкономразвития совместно с Минэнерго, ФАС, Росалкогольрегулирования с участием заинтересованных ФОИВов и организаций дополнительно проработало вопрос введения ограничений на использование полимерной продукции, в том числе тары для алкогольных напитков и о результатах сообщило в Правительство.
Росалкогольрегулирование высказалось за введение ограничения, указывая на то, что ПЭТ – упаковка не безопасна для использования в отношении пищевой и алкогольной продукции из-за присутствия дибутилфталата. Хотя исследований, подтверждающих достоверность этого факта нет.
Олег Фомичев подчеркнул, что Минэкономразвития неоднократно заявляло о невозможности поддержать полный запрет использования ПЭТ-упаковки при производстве и реализации алкогольной продукции.
Представители ФАС обратили внимание, что ограничение производства и реализации алкогольной продукции в ПЭТ-упаковке может оказать негативное влияние на конкурентную среду на рынках оборота алкогольной продукции (может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов), упаковки (перераспределение в пользу производителей стеклянной и алюминиевой тары), а также на рынках смежных отраслей (сельскохозяйственной продукции, ПЭТ-гранулята), что в свою очередь приведет к серьезным социально-экономическим последствиям. В первую очередь, это негативно отразится на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Все представители бизнес-сообщества, присутствовавшие на совещании отметили, что данное ограничение будет губительно для всех отраслей производства и повлечет закрытие многих предприятий. ПЭТ-тара разрешена без ограничений для упаковки любых продуктов во всем мире. «Без полимерной упаковки современное производство обойтись не может», - отметили они. Полимерная тара широко используется для упаковки различных видов продукции - 95% масло-жировой, молочной, кондитерской, хлебобулочной и косметической продукции; 90% товаров бытовой химии и безалкогольных напитков; 80% мясной продукции. Исходя из этих цифр ясно, какое влияние понесет за собой ограничение на данный вид упаковки.
Кроме того, в последние годы в Российской Федерации помимо роста индустрии по производству ПЭТФ развиваются мощности по переработке ПЭТ-упаковки, которые испытывают дефицит сырья – использованной пластиковой бутылки. Субъекты предпринимательской деятельности подчеркивают необходимость налаживания системы сбора и сортировки мусора, утилизации отходов.
Источник – сайт Министерства экономического развития РФ
УВАЖАЕМЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ!
В настоящее время на рынке существует множество компаний, которые предлагают услуги по оперативному оформлению документации и сертификатов соответствия систем ХАССП.Особенно сильно данные компании активизировали свою деятельность после вступления в силу технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», который обязывает предприятия, занимающиеся производством пищевой продукции, внедрить и поддерживать принципы ХАССП.
За определенную небольшую сумму денег (20-30 тыс. рублей) они предлагают все и сразу – аттестаты экспертов, документацию, сертификаты на внедренную систему менеджмента пищевой безопасности. При этом оформляют все в дистанционном режиме, даже ни разу не побывав на предприятии! Напуганные высокими штрафами за нарушение требований регламента (статья 14.43 КоАП РФ), многие предприниматели и компании, особо не задумываясь, соглашаются на поступающие предложения, не понимая, что сделали большую ошибку. Как минимум, вот почему.
Во-первых, просто купив документы, вы положите их на полку, соответственно никакого подтверждения соответствия документации фактическому состоянию дел на предприятии не будет (не говоря уже про обязательную предварительную подготовку производства). При любой плановой или внеплановой проверке сотрудникам надзорных органов либо представителями торговых сетей это будет понятно. Ведь недостаточно просто показать сертификат, нужно доказать, что ваша деятельность соответствует требованиям, устанавливаемым тем или иным стандартом, указанным в сертификате. А раз этого нет, ваш сертификат просто бумажка, и вы, в случае надзорных органов, гарантированно получите штраф, а в случае торговых сетей, не заключите контракт.
Во-вторых, статья 10 технического регламента Таможенного союза требует от предприятия не наличия сертификата или каких-нибудь других документов, а наличие внедренных и поддерживаемых процедур ХАССП, которые поняты персоналом предприятия и позволяют ему соблюдать должный уровень санитарии, контролировать этапы технологического процесса и тем самым предотвращать выпуск некачественной, небезопасной продукции.
В-третьих, многие необходимые документы, особенно у давно и стабильно работающих предприятий, уже есть (те же инструкции по санитарной обработке, те же регламенты по входному контролю) и смысла оформлять их снова и платить за эту работу просто нет. Но, как правило, в «компетентных» компаниях, продающих документацию и сертификаты, вам этого никто не скажет, а только в очередной раз напугают и посоветуют, чтобы было побольше всевозможных документов.
Таким образом, покупка готовых документов – это пустая трата денег, которая не позволит ни штрафов избежать, ни порядок на предприятии навести.
Что же делать?
До 17 августа нынешнего года на официальном сайте Евразийской экономической комиссии будет продолжаться обсуждение проекта решения Совета ЕЭК "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме".
Проект перечня продукции включает в себя 8 глав:
- аккумуляторы и аккумуляторные батареи (за исключением тех, которые используются для колесных транспортных средств);
- табачные изделия (включены в перечень только до дня вступления в силу Технического регламента на табачную продукцию - 15 мая 2016 года);
- посуда;
- корма для животных, рыб и птиц;
- моющие средства;
- санитарно-технические изделия;
- готовые пищевые продукты;
- спички.
Согласно примечаниям к перечню подтверждение соответствия всех перечисленных видов продукции осуществляется в форме декларирования соответствия. При этом (в зависимости от конкретного наименования продукции) предусматриваются 2 типа декларирования:
- на основании собственных доказательств;
- на основании доказательств, полученных при участии третьей стороны.
Оформление декларации о соответствии на основании собственных доказательств возможно для моющих средств, спичек и санитарно-технических изделий. Для подтверждения соответствия всех других видов продукции требуются доказательства, полученные с участием испытательной лаборатории (третьей стороны).
В то же время проектом решения Совета ЕЭК об утверждении единого перечня устанавливается, что на продукцию, включенную в перечень, по желанию заявителя может быть оформлена декларация или же выдан сертификат соответствия по единым формам.
29 июля 2015 года руководитель Роспотребнадзора Анна Попова и глава Росаккредитации Савва Шипов на площадке Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека провели совещание по вопросам взаимодействия в сфере оборота пищевой продукции. В совещании приняли участие специалисты Роспотребнадзора и Росаккредитации, руководители отдельных территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
В ходе совещания обсуждался вопрос отмены сертификатов соответствия, а также деклараций о соответствии в случае выявления некачественной (фальсифицированной) пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза.
По итогам совещания принято решение о продолжении взаимодействия Роспотребнадзора и Росаккредитации по вопросам обеспечения российских потребителей качественными и безопасными продуктами питания. (Источник – официальный сайт Росаккредитации)
Рабочее совещание по вопросам, связанным с обеспечением российских потребителей пищевыми товарами надлежащего качества, в рамках исполнения поручений президента и правительства РФ состоялось в Роспотребнадзоре 22 июля. На совещании дан старт работе по созданию национальной системы управления качеством пищевой продукции, говорится на сайте ведомства.
В совещании приняли участие представители Минпромторга России, Минсельхоза России, Минздрава России, а также Росстандарта и ФГБНУ «НИИ питания».
Было принято решение по организации работы по подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации для регулирования вопросов управления качеством пищевой продукции, повышения эффективности контроля качества пищевой продукции и ужесточения требований к маркировке пищевой продукции, говорится в сообщении.