(3812) 39-06-03
28 февраля 2019 г. на заседании Правительства РФ рассмотрен и одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»
Проектом вносятся следующие изменения:
- водятся понятия "недействительность декларации о соответствии" и "недействительность сертификата соответствия";
- устанавливаются случаи, в которых декларации о соответствии или сертификаты соответствия подлежат признанию недействительными;
- органы государственного контроля (надзора) наделяются полномочиями по признанию недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия. Уточняются также другие полномочия контрольных органов;
- устанавливается обязанность органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, проводить инспекционный контроль за объектами сертификации в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены правилами сертификации, определёнными соответствующими техническими регламентами;
- предусматривается возможность передачи на основе договора прав и обязанностей органа по сертификации в отношении сертификата соответствия, выданного на серийную продукцию (например, по выполнению инспекционного контроля), другому органу по сертификации, аккредитованному в национальной системе аккредитации.
Кроме того, предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению порядка проверки действительности декларации о соответствии или сертификата соответствия органом государственного контроля (надзора), порядка признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, порядка обязательного подтверждения соответствия в отношении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать предотвращению незаконного обращения продукции, обеспечению защиты потребительского рынка от возможного ущерба людям, связанного с приобретением фальсифицированной продукции.
источник: www.softinfo.ru
30 января 2019 года, состоялось официальное опубликование Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 января 2019 г. N 13 «О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)».
Речь идет об изменениях, которые члены Совета ЕЭК утвердили в Решении № 75 «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)», подписанном 14 сентября 2018 года. Решение №75 вступит в силу 28 апреля 2019 года.
Напомним, данные изменения устанавливают следующие требования:
— Придуманное название пищевого продукта (при наличии) должно быть включено в наименование пищевой продукции и расположено в непосредственной близости от нее;
— Легкочитаемость определяется такими критериями, как разборчивость, четкость шрифта, примененного в маркировке, и контраст между цветом информации и фона, на который она нанесена;
— Понятность определяется таким критерием, как однозначность переданного смысла информации. Данная информация может быть изложена в форме текста или текста с изображением;
— Наименование, количество, дата изготовления и срок годности пищевой продукции указываются шрифтом высотой не менее 2,0 мм (строчные буквы). Состав пищевой продукции, сведения для указания даты изготовления, информация о месте нанесения даты изготовления, информация о месте нанесения срока годности и некоторая другая информация прописываются шрифтом, высота которого должна составлять не менее 0,8мм.
Решение Коллегии ЕЭК от 29 января 2019 г. N 13 устанавливает следующий порядок введения в действие данных изменений в технический регламент ТР ТС 022/2011 (Решение №13 вступает в силу 1 марта 2019 года):
а) в течение 24 месяцев с даты вступления в силу изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), внесенных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2018 г. N 75, допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза пищевой продукции в соответствии с обязательными требованиями в части ее маркировки, установленными техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (TP ТС 022/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881;
б) обращение продукции, указанной в подпункте «а», допускается в течение срока годности, установленного ее изготовителем.
С 16 января 2019 года производители молокосодержащих продуктов стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с заменителем молочного жира должны размещать на упаковке информацию о присутствии растительных масел. Теперь потребители смогут четко различать на магазинных полках продукты с добавлением или без добавления заменителя молочного жира, получат информацию о том, какой продукт они приобретают: молочный, молочный составной, молокосодержащий или молокосодержащий с заменителем молочного жира.
Завершился переходный период по вступлению в силу изменений в техрегламент ЕАЭС «О безопасности молока и молочной продукции», который был отведён изготовителям молочных товаров, содержащих растительные жиры, на смену упаковки и оформление новых деклараций о соответствии на продукцию с измененными названиями и маркировкой.
Изменения приняты Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 10 ноября 2017 года № 102, вступили в силу 16 июля 2018 года и устанавливают требования к маркировке молокосодержащих продуктов, а кроме того, – правила размещения информации на этикетке и использования понятий, характеризующих особенности сырьевого состава в наименованиях молокосодержащих продуктов и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира.
Переходными положениями определено, что до 16 января 2019 года изготовители могли производить молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира и торговать ими, если имеют документы об оценке соответствия требованиям техрегламента, выданные до 16 июля прошлого года, то есть до дня вступления в силу изменений. При этом обращение продукции, выпущенной до 16 января 2019 года, допускается в течение всего срока годности такой продукции, установленного ее изготовителем.
Внесенными в техрегламент изменениями уточнена и дополнена классификация молокосодержащих продуктов. Это нужно участникам молочного рынка, в том числе потребителям, для правильного понимания и применения понятий, характеризующих особенности сырьевого состава в наименованиях молокосодержащих товаров.
Изготовитель обязан указать сведения о наличии растительных масел в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира. Надпись «Содержит растительные масла» вносится в информационном поле, специально выделенном на упаковке или этикетке, шрифтом, контрастным по отношению к цвету поля. При этом производитель вправе выбирать цветовую гамму исполнения этикетки и упаковки. Техрегламент ЕАЭС не предусматривает использование каких-либо рамок для более четкого выделения указанного поля или самых ярких цветов, например красного.
Наименование молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира». Исключение составляет сливочно-растительный спред, сливочно-растительная топленая смесь, мороженое с заменителем молочного жира.
Информация о технологии производства такого молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира указывается в виде слов «произведенный (изготовленный) по технологии» с указанием понятия, установленного для соответствующего молочного продукта. Например, «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны», «молокосодержащий крем с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога». При этом в наименовании молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира слово «продукт» может быть заменено общетехническим термином, характеризующим консистенцию или структуру продукта: крем, паста, соус и т.д.
При маркировке молокосодержащих продуктов и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира не допускается использование понятий, установленных техрегламентом для молока и молочных товаров, их различных сочетаний, в том числе в наименованиях и в товарных знаках, а также слов, которые образованы от понятий молочных продуктов. Например, «сыроподобный», «сырный», «сыродельный», «сычужный», «сметанка», «творожочек», «сливочки», «маслице», «творожок» и т.п.
Корректировка маркировки, содержащейся на упаковке продукции, предусмотрена только для молокосодержащих продуктов с заменителями молочного жира, и только для них предусмотрено информирование потребителя о наличии в составе продукта растительных масел.
Справка
Согласно техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности молока и молочной продукции» термин «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» обозначает продукт переработки молока, произведенный с замещением молочного жира в количестве не более 50%.
По материалам сайта ЕЭК.
Утверждена Программа по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения требований техрегламента ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
Программа содержит 68 проектов межгосударственных стандартов со сроками их разработки и странами-разработчиками. В том числе стандарт на пищевые продукты и продовольственное сырье, включающий методы отбора проб для определения показателей безопасности; на питьевую воду с отбором проб; стандарты по качеству воды, включая методы разложения для определения в воде некоторых элементов, и т.д. Ряд стандартов связан с определением в воде массовой концентрации ртути, свинца, кадмия, олова, кобальта и ряда других элементов.
Ответственным разработчиком 27 межгосударственных стандартов определена Россия, 25 – Беларусь, восьми – Казахстан и семи – Кыргызстан. Один стандарт – «Качество воды. Определение некоторых элементов методом атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой» – Россия и Беларусь будут разрабатывать совместно. По материалам сайта ЕЭК.
На бутылках питьевой воды для детского питания теперь обязательно появится надпись "для детского питания" или другое указание предназначения питьевой воды для этой цели. Производитель или продавец должны будут дать сведения о возрасте детей, для которых предназначена питьевая вода (до или с трех лет), проинформировать об общей минерализации, ее основном составе с указанием химических элементов, условиях хранения и сроке годности после вскрытия емкости.
Техрегламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) дополняет действующие с июля 2013 года отдельные обязательные требования к питьевой воде, расфасованной в емкости, и питьевой минеральной воде, установленные другим союзным техрегламентом - "О безопасности пищевой продукции". Новый документ ЕАЭС распространяется на природную минеральную воду, в том числе столовую, лечебно-столовую и лечебную, а также на купажированную, обработанную и природную питьевую воду, питьевую воду для детского питания, искусственно минерализованную питьевую воду.
Документ принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 23 июня 2017 года, но начинает действовать только с 1 января 2019 года в связи с необходимостью плавного перехода производителей и продавцов на новые требования в законодательстве Союза.
В техрегламенте установлены специальные требования к производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации упакованной питьевой воды.
В частности, предприниматели должны будут четко соблюдать нормы по химической, микробиологической и радиационной безопасности. Например, техрегламент ограничивает содержание в природной минеральной воде таких опасных веществ, как свинец - не более 0,01 мг/дм, ртуть - не более 0,001 мг/дм, кадмий - не более 0,003 мг/дм и других. Удельная суммарная альфа-активность в столовой природной минеральной воде и купажированной питьевой воде не должна превышать 0,2 Бк/кг, в лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воде - 0,5 Бк/кг, удельная суммарная бета-активность в природной минеральной воде и купажированной питьевой воде - 1,0 Бк/кг.
Для розлива природной минеральной воды в емкости обязательным является использование воды из защищенного от антропогенного воздействия источника или скважины, которая отнесена к природной минеральной воде по законодательству государства, где она извлекается из-под земли.
Упакованная питьевая вода, кроме питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, перед выпуском в обращение должна быть задекларирована. Оценка соответствия питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды требованиям техрегламента проводится в форме государственной регистрации.
Для планомерного перехода участников рынка на выпуск упакованной питьевой воды, отвечающей новым требованиям, решением Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 года утверждены переходные положения. В том числе установлено, что ранее выданные документы об оценке соответствия действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2020 года. При этом продукция с такими документами, оформленными на ранее действующие требования, может выпускаться до 1 июля 2020 года и обращаться до окончания срока годности.
По материалам сайта ЕЭК
Члены Консультативного комитета ЕЭК одобрили проект программы по разработке межгосударственных стандартов к техрегламенту Союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции".
Программа предусматривает подготовку 27 межгосударственных стандартов, в том числе пяти - на основе ISO, шести - на основе национальных стандартов Республики Казахстан, 12 - национальных стандартов Российской Федерации и четырех - на основе методик.
Разработка межгосударственных стандартов касается в том числе методов определения паразитологических показателей пищевой рыбной продукции, а также таких показателей безопасности, как: V.parahaemolyticus, левомицетин (хлорамфеникол), пенициллин, бацитрацин, нитрозамины, диарейный яд моллюсков (окадаиковая кислота), паралитический яд моллюсков (сакситоксин) и амнестический яд моллюсков (домоевая кислота).
Также одобрен проект изменений в программу по разработке межгосударственных стандартов к техрегламенту Союза "О безопасности молока и молочной продукции".
Планируется пересмотреть ряд действующих межгосударственных стандартов, а также разработать межгосударственные стандарты на основе национальных стандартов стран Союза и национальных (ведомственных) методик выполнения измерений, которые включают в том числе разработку межгосударственных стандартов на определение остаточных количеств антибиотиков в пищевой продукции животного происхождения.
По материалам сайта ЕЭК
24 декабря 2018 года на общественное обсуждения вынесены поправки в подпункты "а" и "б" пункта 1 Решения Коллегии ЕЭК от 20 марта 2018 года N 40 "О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013)".
Действующим документом установлены переходные положения для техрегламента на молочную продукцию, которые определяют, во-первых, что до 16 января 2019 года предприниматели ЕАЭС смогут производить молочные товары и торговать ими, если у них есть документы об оценке соответствия требованиям техрегламента, выданные до дня вступления в силу Решения Совета ЕЭК от 10.11.2017 № 102
Во-вторых, обращение продукции, которая выпущена в период действия документов об оценке соответствия, допускается в течение всего срока годности такой продукции, установленного ее изготовителем.
Поправками предлагается увеличить эти сроки - до 31 августа 2019 года.
Обсуждение указанных изменений продлится до 13 января 2019 года.
Справочно: Изменения в ТРТС "О безопасности молока и молочной продукции" приняты Решением Совета ЕЭК от 10.11.2017 № 102. Их цель - установить требования к маркировке молокосодержащих продуктов; правилам размещения информации на этикетке; использованию понятий, характеризующих особенности сырьевого состава продукта в наименованиях молокосодержащих продуктов и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира. Внесенные в техрегламент изменения уточнили и дополнили классификацию молокосодержащих продуктов.
Решением Коллегии ЕЭК от 20 марта 20185 года № 40 установлены переходные положения по изменениям в ТР ТС "О безопасности молока и молочной продукции".
(источник: ГК Софтинформ бюро)
Изменения могут вступить в силу с 1 июля 2019 года.
Дата окончания публичного обсуждения – 17 января 2019г.
Минсельхоз разработал поправки о включении готовой молочной продукции в перечень товаров, которые в обязательном порядке должны оформлять электронные сертификаты в системе «Меркурий». Соответствующие изменения в приказ ведомства №648 опубликованы на regulation. gov.ru.
Исходя из текста поправок предлагается сделать обязательным оформление ВСД на готовую молочную, мясную и рыбную продукцию.
Эти продукты будут оформляться через "Меркурий" при условии, что они будут использоваться в пищу, для переработки с целью получения пищевой продукции, на корм животным или для переработки для его производства.
Минсельхоз неоднократно заявлял о намерении вернуть молочные продукты в систему «Меркурий». Так, как говорила в ноябре замминистра сельского хозяйства Оксана Лут, решение о включении молочной продукции в «Меркурий» было перенесено на год, однако Минсельхоз рассчитывает, что готовая молочная продукция будет в «Меркурии» уже с апреля 2019 года.
(источник: ГК Софтинформ бюро)
Техрегламент устанавливает обязательные для применения и исполнения в странах ЕАЭС требования безопасности к алкоголю и процессам его производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к маркировке, упаковке, процедуры оценки соответствия. Государства-члены будут обеспечивать обращение на своих территориях алкогольных товаров без предъявления дополнительных требований по отношению к содержащимся в техрегламенте, и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Документ определяет основные понятия, виды и наименования алкогольной продукции и ее идентификационные признаки. К ней отнесена пищевая продукция, изготовленная без использования или с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащая пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5%.
В техрегламенте в качестве видов алкогольной продукции определены этиловый спирт, спиртные напитки, слабоалкогольные напитки, дистилляты, винодельческая, пивоваренная, медоваренная продукция, спиртосодержащая пищевая продукция. Также техрегламентом установлено, что понятие «слабоалкогольные» не допускается применять для алкогольных напитков с объемной долей этилового спирта 7% и более.
Документ устанавливает четкие показатели для идентификации пива и пивных напитков, разграничивая их по сырьевому составу, определяет верхние допуски по возможности замены солода зерном, применению сахаросодержащих продуктов в зерновом сырье, использованию фруктовых компонентов.
В соответствии с решением Совета ЕЭК техрегламент на алкоголь вступит в силу через два года после официального опубликования на информационном портале ЕЭК, что обеспечит плавный переход производителей алкогольных напитков на единые обязательные требования.
5 декабря, Санкт-Петербург. Источник: официальный сайт ЕЭК
Отметим, что официально решение Совета ЕЭК по состоянию на 10.12.2018 не опубликовано.
Проект технического регламента одобрен Коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), 5 декабря регламент будет рассмотрен Cоветом комиссии. Как изменится российское законодательство, если технический регламент будет принят - нормы ЕАЭС преобладают над нормами, действующими в странах – членах ЕАЭС, российское законодательство должно измениться в соответствии с новым техническим регламентом и если страна не успела поменять законы, то она обязана перейти на международные нормы по истечении переходного периода. Переходный период – два года, сказано в проекте регламента.
Источник: Ведомости, Москва, 4 декабря.
На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.
Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.
Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.
источник: официальный сайт ЕЭК
Совет ЕЭК уточнил требования к маркировке продуктов, что обеспечит лучшую читаемость и восприятие информации на потребительских упаковках.
В частности, уточнены критерии понятий «легкочитаемость», «понятность», определены требования к высоте шрифта, которым указываются отдельные сведения при маркировке пищевой продукции, введены требования к размещению на упаковке сведений о придуманном названии пищевой продукции. Например, сведения о дате изготовления и сроке годности указываются шрифтом высотой не менее 2 мм строчной буквы.
Критериями легкочитаемости являются четкость и разборчивость используемого в маркировке шрифта, а также контраст между цветом фона и цветом нанесенной на него информации, обеспечивающие возможность ее прочтения без применения специальных оптических приспособлений (за исключением очков или контактных линз). Критерием «понятности» – однозначность передачи смысла информации о продукте в форме текста либо текста и изображения.
Уточняются также требования к размещению на потребительской упаковке сведений о пищевой продукции, которая не содержится в потребительской упаковке или не была использована при производстве пищевой продукции или компонентов пищевой продукции, находящейся в потребительской упаковке, или вкус, аромат которой не имитируются компонентами, входящими в состав такой продукции.
Решение Совета ЕЭК позволит гражданам стран Союза более правильно выбирать продукты.
Предусмотрен срок введения в действие изменений, вносимых в техрегламент, – по истечении 180 календарных дней с даты их официального опубликования. Также для плавного перехода на новую упаковку предполагается переходный период – не менее 24 месяцев со дня вступления в силу изменений в техрегламент ЕАЭС.
Источник: официальный сайт ЕЭК.
Отметим, что официально решение Совета ЕЭК по состоянию на 17.10.2018 не опубликовано.
Современные подходы к обеспечению безопасности и качества продукции в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсуждены президиумом Делового совета ЕАЭС на заседании, которое прошло 01.10.2018 г. в Сочи. Основным приоритетом дальнейшей евразийской интеграции в сфере технического регулирования, по словам министра ЕЭК Виктора Назаренко, является не только обеспечение безопасности, но и повышение качества и конкурентоспособности продукции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Законодательно нужно создать прозрачные условия для выпуска промышленностью ЕАЭС безопасной и качественной продукции, не допуская при этом необоснованных запретов и ограничений на национальном уровне. Для защиты евразийского пространства от опасной и некачественной продукции, по словам министра по техническому регулированию ЕАЭС Виктора Назаренко, следует установить эффективное взаимодействие национальных органов государственного надзора и исключить дублирование функций в отдельных сферах. Он отметил, что на решение этих задач направлено Соглашение о государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов Союза, которое сейчас проходит процедуры подписания в государствах ЕАЭС. Параллельно Комиссия приступила к введению системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов Союза, которая поможет предотвратить попадание на рынок опасной продукции.
Названы приоритетные задачи ЕЭК в сферах аккредитации, оценки соответствия, государственного надзора, технического нормирования и стандартизации. Среди них – определение национальных институтов по стандартизации стран Союза в качестве базовых организаций, координирующих системные меры по поддержанию высокого научно-технического уровня единых техрегламентов, и повышение доверия к результатам оценки соответствия, устранения с рынка недобросовестных органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Минфин предложил назвать молочные продукты с растительным жиром свыше 50 процентов - "заменителями". Руководство российского Минфина направило в адрес Коллегии ЕЭК предложение о внесении поправок в технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". Речь идет о том, чтобы добавить определение "заменитель" для молочной продукции, в которой более половины составляют не молочные, а растительные жиры. Предлагаются и термины, например, "заменитель молочного продукта стерилизованный", "заменитель сметаны", "заменитель сыра", "заменитель сгущенного молока" и так далее. По мнению российской стороны, это позволит избежать введение потребителя в заблуждение при покупке молочной продукции.
Ссылаясь на важность вопроса, глава российского финансового ведомства Антон Силуанов предложил рассмотреть вопрос в особом порядке. То есть поправки разрабатывать в рамках сокращенной процедуры: без публичного обсуждения, без подготовки оценки регулирующего воздействия и вне плана разработки технических регламентов ЕАЭК.
Инициатива была рассмотрена на заседании Совета ЕЭК, однако со стороны участников ЕЭК пока нет единой позиции по этому вопросу.
Источник: РГ № 7670 (207).