(3812) 39-06-03
Правительство РФ распоряжением № 1364-р от 29.06.2016 утвердило Стратегию повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года.
Основной целью Стратегии является обеспечение качества пищевой продукции, для достижения которой планируется решить следующие основные задачи:
-совершенствование и развитие нормативной базы в сфере качества пищевой продукции;
-совершенствование и развитие методологической базы для оценки соответствия показателей качества пищевой продукции;
-обеспечение мониторинга качества пищевой продукции;
-совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции;
-создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции;
-разработка и внедрение системы управления качеством пищевой продукции;
-создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания.
В части совершенствования нормативной базы в сфере качества пищевой продукции Стратегией предусмотрено, в том числе, внесение показателей качества пищевой продукции в технические регламенты на отдельные виды пищевой продукции, что полностью противоречит принципам технического регулирования, установленным Договором о Евразийском Экономическом союзе и Законом РФ «О техническом регулировании».
В части совершенствования государственного регулирования предлагается предусмотреть государственную регистрацию применяемых в пищевом производстве пищевых добавок, ароматизаторов, технологических средств, актуализацию системы выпуска в обращение с последующим контролем данных ингредиентов в процессе обращения. До вступления в силу ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" пищевые добавки подлежали именно государственной регистрации, с вступлением в силу ТР ТС 029/2012 подтверждение соответствия осуществляется в форме декларирования соответствия. Ни тот, ни другой вид оценки соответствия не позволял и не позволит обеспечить безопасность пищевых добавок. Кроме того, предлагается усовершенствовать требования к маркировке пищевой продукции, содержащей пищевые добавки (это означает, что ко всей продукции) и законодательно закрепить принцип ответственности изготовителя за обращение некачественной продукции в зависимости от степени вины.
В части создания единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции до 2030 года предлагается предусмотреть использование современных технологий маркировки идентификационными знаками пищевой продукции, которые должны обеспечить ее идентификацию, содержать сведения о товаре и его производителе, и обеспечить доступ к единой информационной системе потребителям. В то же время Дворкович обратил внимание, что тотальная отслеживаемость качества продукции технически невозможна. Он привел в пример производство молочных продуктов, когда при их изготовлении смешивается молоко от разных производителей.
В части разработки и внедрения системы управления качеством пищевой продукции предлагается предусмотреть внедрение в организациях, осуществляющих изготовление и переработку пищевой продукции, систем менеджмента качества. Практика внедрения СМК на пищевых предприятиях уже показала свою неэффективность и отвлечение больших ресурсов на документирование и поддержание системы. Техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции» предусмотрена обязанность производителей внедрить и поддерживать систему качества, основанную на принципах ХАССП. Требование это выполняется единицами предприятий в стране, остальные формально приобрели документы и не знают, что в них написано. Поскольку никакого государственного контроля соблюдения требований статьи 10 ТР ТС 021/2011 фактически нет, то и никакого системного подхода к качеству и безопасности на предприятиях пищевой продукции нет. А обязательность внедрения СМК приведет к покупке предприятиями очередного пакета документов.
В части создания механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества, намечено провести мероприятия, направленные на повышение доверия населения к системам добровольной сертификации пищевой продукции. В сложившейся ситуации с качеством пищевой продукции больше напрашивается возврат к обязательной сертификации пищевой продукции, так как выявление фальсификации продукта приводит к отмене декларации о соответствии и добровольного сертификата, что совершенно не пугает изготовителя, ведь декларацию можно в этот же день зарегистрировать новую (и продолжать торговать как ни в чем не бывало), а добровольный сертификат получить в другом органе или вообще не получать.
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.